2021, Яндекс.Музыка
Оценка: 8 из 10.
Тот, кто прочитал роман Алексея Иванова «Пищеблок», при просмотре одноимённого сериала вряд ли смог удержаться от произнесения канонической фразы: «Книга лучше!» В анекдоте дальше следовал уточняющий вопрос: «Какая?» — и ответ: «Любая», но уж к сериалу Святослава Подгаевского подобное уничижительное продолжение не относится. Книга Иванова была кладезем пионерского фольклора и историей взросления; создатели восьмисерийной экранизации многое опустили и немало добавили от себя, причём не всегда оправданно. Роман Иванова при чтении казался более чем кинематографичным, но в моём воображении кино выглядело совершенно иначе. Как бы то ни было, дословной экранизации никто не обещал, сериал и книга при всей идентичности фабулы – самостоятельные произведения. Приглашение в качестве режиссёра отечественного мастера хорроров Подгаевского говорит само за себя: очевидно, что перед ним ставились определённые задачи, которые он выполнил – а нагонять жути и создавать атмосферу саспенса режиссёр умеет отлично.
События, происходящие в «Пищеблоке», имеют чёткую временную привязку – 1980 год, июль, в Москве начинается летняя Олимпиада, а в пионерлагере «Буревестник» идёт «олимпийская смена»: вожатым и пионерам удаётся даже посмотреть по телевизору некоторые соревнования. При этом авторы сериала не зацикливаются на конкретной эпохе: если пионерский быт более-менее воссоздан, то в поведении детей никакой советской зажатости нет (а самыми послушными оказываются «пионеры-вампиры»). В реальном 1980-м одно только свободное перемещение по пионерлагерю было бы крайне затруднительным, а в «Пищеблоке» герои почти всё время слоняются где хотят. Поначалу это вызывает у зрителя некоторое удивление, однако справиться с ним помогает весьма затейливый подбор музыки. Саундтрек блистает отсутствием хронологической логики – и тем самым помогает понять, что, говоря о важном и главном, можно «подзабить» на то, что песня «Всё идёт по плану» еще не была написана в 1980-м. Но как без неё можно обойтись в конце седьмой серии, когда героев обуревают смятенные чувства? Эмоции персонажей сопровождаются музыкальными иллюстрациями – порой неочевидными, но неизменно точными и сильными. Чего стоит только сцена романтического объяснения, перед которой пионеры поют «Space Oddity». Конечно, имя Дэвида Боуи им тогда ничего не говорило, но это и не важно, если получилось мощно до мурашек.
При этом составители саундтрека не обошлись без песни «Кони привередливые» Владимира Высоцкого, умершего в том же июле 1980-го, а песня с говорящим названием «Let My Love Open The Door» взята с вышедшего тогда же сольного альбома Пита Тауншенда. «Шизгара» соседствует с «Там, где клён шумит», зачем-то звучит написанная на несколько лет позже песня «Зеро» советской синти-группы «Кофе», а красивая и тревожная «Toxic» от Young Isabella оказывается в саундтреке очень органичной, даже будучи сочинённой спустя 39 лет после событий сериала.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: обложка сборника
Источник: intermedia.ru