Рецензия: Александр Зацепин — «31 июня»

Рецензия: Александр Зацепин - «31 июня»

2021, Creative Media

Оценка: 9 из 10.

Декорации, костюмы, «спецэффекты» картины Леонида Квинихидзе «31 июля» по нынешним временам, наверно, смотрятся наивно, хотя, включив немного воображения, можно представить, насколько впечатляюще они выглядели для «Мосфильма» 1979 года. А чтобы оценить в превосходной степени музыкальные номера, и воображения никакого не надо: несколько песен («Ищу тебя», «Мир без любимого») вошли в золотой фонд советской поп-музыки, а аранжировки и саунд практически не отличались от тогдашних западных образцов. Для композитора Александра Зацепина работа над саундтреком к «31 июня» стала грандиозным опытом: он собрал лучших певцов, певиц, музыкантов группы «Аракс», приобрёл современные инструменты и оборудование, после чего на студии в собственной квартире сделал масштабную и совершенно «несоветскую» запись.

Александр Сергеевич в этом году отметил 95-летие, он бодр, ироничен, остроумен, не жалуется на проблемы со здоровьем и памятью и продолжает работать — в частности, над реставрацией своих старых шедевров. Диск «31 июня», вышедший и на виниле, и в цифровом виде, — один в серии переизданий, инициированных самим Зацепиным. Переиздания ценны тем, что саундтреки наконец представлены в том виде, в котором были задуманы и записаны маэстро. Музыка из «31 июня» много где фрагментарно издавалась, перепевалась, переосмыслялась, исполнялась на ретро-фестивалях и вокальных телепроектах, но полный оригинальный саундтрек выпущен впервые. Пластинку, подготовленную под кураторством Зацепина, можно назвать «академическим изданием» (во всяком случае, не только развлекательным). Сюда вошла вся музыка, которая звучала в картине: как вокальные, так и инструментальные номера, в том числе и те, которые вне фильма не стали большими шлягерами. Ряд партий не обошёлся без флёра мюзикловых условностей — впрочем, при внимательном прослушивании они дают много пищи для размышлений о творческом подходе и профессионализме Александра Зацепина, которому были подвластны многие жанры. Что касается аранжировок, то они для 1979 года (а особенно для СССР) абсолютно новаторские: маэстро смело пускается в эксперименты с электронной музыкой и лет на 10-15 опережает массовый вкус, одновременно задавая стандарты качества.

Но даже это всё вряд ли сработало бы, если Зацепин не написал бы к фильму прекрасную музыку, которая за сорок лет стала классикой. Помимо мелодий, можно наслаждаться голосами вокалистов, собранных для записи, особенно женскими. Татьяна Анциферова, Жанна Рождественская и Лариса Долина — настоящая дрим-тим отечественной киномузыки. В мужских партиях для Зацепина были важнее не вокальная мощь, а характеры — с которыми блестяще справились Яак Йоала, Сергей Беликов и Михаил Файбушевич. Актёрских диалогов, которые одно время было модно вставлять в саундтреки, в этой работе нет — но вы же помните фильм, так что диск можно использовать как его аудиоверсию.

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка альбома

Источник: intermedia.ru



Добавить комментарий